Глазов Евгений Анатольевич

Главный режиссер Государственного Кремлевского Дворца.
Народный артист России.

Театрализованный концерт, посвященный 64 годовщине Победы в ВОВ. «В ШЕСТЬ ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ».

  • Москва
    Государственный Кремлевский Дворец
    8 мая 2009 г.

    «… Идут года… Но, в кадрах оживая,
    Встает она такою, как была,
    Та самая – Вторая Мировая,
    Что полпланеты кровью залила…»

    В. Еремеев,
    фронтовой оператор ВОВ

    8 мая 2009 года в Государственном Кремлевском Дворце состоится традиционный праздничный концерт, посвященный Шестьдесят четвертой годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне.

    За последние годы у концертов в ГКД, посвященных этому Великому празднику, выработался свой определенный художественный стиль, своя атмосфера – это всегда, скорее, даже не концерт, а музыкальный спектакль, посвященный памяти о самой страшной войне в истории человечества и самой Великой Победе. Спектакль, который никого не оставляет равнодушным.

    В этом году летопись военных лет предлагается рассказать через призму судеб людей, чьими глазами мы сегодня видим реальные события Второй мировой, чьи свидетельства снова и снова возвращают нас в те тяжелые и героические дни – Фронтовых кинооператоров и Военных корреспондентов.

    Собирательные образы этих людей, созданные на основе реальных воспоминаний корреспондентов и операторов ВОВ, станут сквозными персонажами  спектакля, будут связывать друг с другом тематические блоки сюжета программы, посвященные тому или иному событию военных лет.


    В течение программы планируется несколько смен элементов декорационного оформления спектакля, которые будут «переносить» зрителей в различные события Великой Отечественной Войны.

    Центром сценического оформления будет являться большой динамический видеоэкран, на котором в течение программы будут транслироваться как статичные картины, являющиеся частью декорационного оформления, так и тематические видеоролики, поддерживающие номера исполнителей и творческих коллективов, хроникальные кадры событий ВОВ, атмосферный видеоряд.

    В спектакле примут участие выдающиеся артисты театра и кино, популярные исполнители и творческие коллективы отечественной эстрады и классической сцены, актеры массовых постановочных композиций.

    В течение программы будут исполнены как, ставшие уже традиционными для данного праздничного концерта произведения («День Победы», «Священная война» и др.), так и новые, не исполнявшиеся ранее песни военных лет и посвященные ВОВ, хореографические композиции, оригинальные номера.

    Сценарный план программы.


    Пролог.
     


    Звучит военная фанфара.
    Открывается занавес.
    Зрителю становится видно декорационное оформление первой картины спектакля, представляющее собой панораму победной Москвы 1945 года, центром композиции которой является Большой Москворецкий мост. (За мостом, справа и слева от него видны контуры узнаваемых зданий Кремля, набережная, цветущие деревья, плакаты 1945 года и пр.).

    На сцене – застывшая жанровая композиция - военный духовой оркестр в форме 1945 года, солдаты и офицеры в военной форме 45 года с орденами и медалями, люди в гражданской одежде того времени, дети с цветами и т.д.
    На экране – заднике транслируется стоп-кадр праздничной весенней столицы в год Победы.

    Звучит музыкальное вступление к песне «Солдатский вальс».
    На сцену, заполненную участниками «застывшей» жанровой картины, выходят В. и В. Мищуки в современных костюмах.

    В. и В. Мищуки исполняют песню «Солдатский вальс».

     На финале песни на экране возникают динамичные хроникальные кадры встречи солдат и массовых народных гуляний в Москве в честь Победы.
    Жанровая композиция «оживает» - военный духовой оркестр исполняет музыкальную компиляцию из праздничных военных маршей того времени, все танцуют, радуются, поздравляют друг друга.
    Несколько групп артистов массовой композиции выбегают на сцену по проходам через зал.
    По центру сцены на мосту появляется Девушка в белом платье, которая дарит цветы вернувшимся с войны солдатам и офицерам.
    На экране – заднике возникают кадры летящих в московском небе журавлей.

    Из группы празднующих людей на центр авансцены выходит немолодой солдат в шинели с медалями и гармонью в руках (Народный артист России А. Булдаков). Аккомпанируя себе на гармони, он исполняет фрагмент песни  «Синий платочек», собирая вокруг себя людей.

    Вслед за солдатом, на центр образовавшегося круга выбегает девушка (М. Девятова) и, вместе с подругами, исполняет легендарную «Катюшу».

    Затем праздничную эстафету принимают моряки и, с криком «Свистать всех наверх!», танцуют зажигательное «Яблочко».

    Дуэт молодых летчиков и их подруги (Солисты коллектива «Москва-транзит) отвечают им фрагментом «Песенки тяжелых бомбардировщиков».

    В кульминации жанровой сцены все ее участники, вместе с Государственным Академическим Русским народным Хором имени Пятницкого, поют военные частушки.
    Завершается музыкально-хореографическое попурри маршем «Прощание славянки» в исполнении  военного духового оркестра.

    На переднем плане появляются сквозные персонажи спектакля Военный кинооператор (Народный артист России С. Никоненко), который снимает происходящее в праздничной Москве на трофейный «Аррифлекс» и Военный корреспондент (А. Носик), пишущий репортаж о народных гуляниях в первые дни мира.

    Корреспондент (А. Носик):


    Сегодня на улицы вышла вся Москва!
    Город расцвел алыми победными знаменами, он искрится весенними цветами, сияет блеском орденов и медалей героев. Повсюду слезы на счастливых лицах, повсюду объятия, радостные крики, поздравления, песни, танцы, не смолкает музыка. Родина встречает своих сынов и дочерей. Родина встречает Победителей! Как же долго и с какой надеждой ждали мы эти великие дни!


    Оператор (С. Никоненко):


    Сегодня, в светлые дни наступившего мира, снимая прекрасные лица воинов-освободителей, всех, кто дождался своих детей, родителей, любимых, я по-настоящему счастлив!
    И я вспоминаю всех, с кем свела меня война, тех, кто не дошел до Великого дня Победы, кто ценою своей жизни, искупил жизнь будущих поколений. Я вспоминаю, как здесь же в июне сорок первого, мы пели «Если завтра война…», отправляясь на фронт, как поднимали стаканы за встречу в Берлине…
    Я помню каждый кадр этих четырех суровых и героических лет, с самого первого дня.


    Корреспондент (А. Носик):


    Осознание начавшейся войны пришло ко мне, когда я увидел в редакции свежий номер «Красной звезды» и там, на первой полосе, под портретом вождя, стихи «Священная война» Лебедева-Кумача. Это было в ночь на двадцать четвертое июня.

    Военный оркестр начинает играть инструментальный вариант «Священной войны».

    Корреспондент (А. Носик) читает текст:

    Вставай, страна огромная!
    Вставай на смертный бой!
    С фашистской силой темною,
    С проклятою ордой!


    Оператор (С. Никоненко) читает текст:


    Не смеют крылья черные
    Над Родиной летать!
    Поля ее просторные
    Не смеет враг топтать!


    Медленно происходит сценическая трансформация – световая картинка становится темной, на экране – заднике «плавится пленка» и, вместо журавлей, в небе появляются немецкие бомбардировщики. Возникает панорама черно-белой заснеженной Москвы, появляются ежи, маскировка.

    Ты моя надежда, ты моя отрада.


    Исполняя второй припев произведения «Священная война», через сцену проходят участники Ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД РФ и отряды в белых зимних маскировочных халатах, зимних тулупах, форме танкистов и сухопутных войск с оружием (3 коробки по 30 человек).

    Одновременно, артисты, принимавшие участие в Прологе, покидают сцену.

    Над сценой начинает идти снег.

    На экране возникают хроникальные кадры движения солдат и техники по Москве 7 ноября 1941 года.



    На сцену выходит Заслуженный артист России Н. Басков и исполняет песню «Ты моя надежда, ты моя отрада», посвященную защитникам Москвы.

    Под аккомпанемент песни артисты в костюмах московских ополченцев выстраивают жанровую композицию – организация обороны Москвы (копают рвы, выставляют противотанковые ежи и пр.). Происходит несколько проходов солдат в форме различных войск.

    Во время исполнения песни на экране транслируется видеоролик, смонтированный из хроникальных кадров обороны Москвы, создания ополчения, контрнаступления Красной Армии.

    На финале песни, в ее музыкальный ряд начинают вплетаться интершумы боя – взрывы снарядов, лязг танковых гусениц, автоматные очереди, победные крики солдат и т.д.

    Постепенно шум боя превращается в грохот типографских станков. На экранах возникают кадры работающих печатных станков, конвейеров свежих газет с заголовками на разных языках «Первая победа Красной Армии!», «Немецкие войска остановлены под Москвой!», «Контрнаступление русских» и т.д.

    На сцене начинается массовая пластическая композиция – работа военной типографии (артисты в темных комбинезонах).

    Артисты в темных комбинезонах прикрепляют на деревянные тумбы, расположенные в различных точках сцены, газеты с сообщениями о Победе под Москвой.

    На мост, расположенный по центру сцены выходит Корреспондент и, сквозь шум печатающихся газет, цитирует статью о разгроме немцев под Москвой.

    Корреспондент (А. Носик):

    «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы! Поражение немецких войск на подступах Москвы!
    … 6 декабря 1941 года войска нашего Западного фронта, измотав противника в боях, предприняли контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери...
    … Теперь уже несомненно, что хвастливый план окружения и взятия Москвы провалился с треском. Немцы здесь явным образом потерпели поражение…
    … С огромной радостью встретили в каждом уголке нашей Родины весть о подвиге героев, опрокинувших врага на подступах к столице! Шлют им свои горячие приветы Куйбышев и Баку, рабочий Урал и партизанский Брянск,  великий непобедимый Ленинград!».

    Звучит мощный музыкальный акцент.
    Артисты в темных комбинезонах разворачивают тумбы, и зрителю становится видно, что это, убранные в защитные ящики скульптуры блокадного Ленинграда.

    Большой Москворецкий мост на сцене разделяется на две части и превращается в неровно разведенные крылья Дворцового моста в Ленинграде. За мостом возникает панорама зимнего блокадного города.

    Подвиг жизни.

    Постепенно вырастая, слышится размеренный стук метронома.

    На экране возникают хроникальные кадры жизни ленинградцев в блокадном городе – очереди за хлебом, проруби на каналах, дети с карточками и др.

    Народная артистка СССР И. Богачева исполняет композицию «Ave Maria».
    Во время звучания произведения в исполнении И. Богачевой артисты в темных комбинезонах, развернувшие к зрителю ящики со скульптурами, заколачивают лицевую сторону маскировочных ящиков специальными выдвигающимися досками и покидают сцену. На сцену выходят дети в серых ватниках и зимних шапках с горящими свечами в руках (Детский Музыкальный театр «Домисолька») и, вместе с солисткой, исполняют финал произведения.

    На кульминации музыкальной композиции начинают нарастать интершумы вьюги, сквозь которые зритель слышит звук работающих двигателей грузовиков.

    На сцену выходит Народный артист СССР В. Лановой и, на фоне интершумов, читает компиляцию из стихотворения Б. Лившица «Баллада о черством куске»:

    «…По безлюдным проспектам оглушительно-звонко
    Громыхала на дьявольской смеси трехтонка…
    Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
    Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

    Вез он сало и масло, вез консервы и водку,
    И махорку он вез, проклиная погодку.
    Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
    Был он худ, был похож на голодную птицу.

    - Стоп! - сказал лейтенант. - Погодите, водитель.
    Я,- сказал лейтенант,- здешний все-таки житель…
    … И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.
    И вошел... И сынишка прижался к коленям…

    … Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка, -
    И шагнул он туда, где дымила буржуйка…  
    … Там, поверх одеяла - распухшие руки.
    Там жену он увидел после долгой разлуки…  

    … Но не знал лейтенант семилетнего сына:
    Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!
    И когда замигал догоревший огарок,
    Маме в руку вложил он отцовский подарок.

    Грузовик отмахал уже многие версты.
    Освещали ракеты неба черного купол.
    Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый -
    Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

    Потому что жена не могла быть иною
    И кусок этот снова ему подложила.
    Потому, что была настоящей женою,
    Потому, что ждала, потому, что любила».
    (Второй вариант – Народный артист России А. Филиппенко читает
    стихотворение А. Межирова «Пули, которые посланы мной…»)
    .

    Народный артист России А. Розенбаум исполняет песню «На дороге жизни».
    На экране транслируется видеоклип, смонтированный из хроникальных кадров движения по Дороге Жизни.

    Академический Хор русской песни
    в матросских бушлатах  исполняет песню «Волховская застольная» (Вариант - «Ладога»).

    Среди бойцов и матросов, находящихся на сцене, появляются защитники блокадного города с музыкальными инструментами в руках (Государственный квартет имени М.И. Глинки). Музыканты выходят на переднюю часть моста и начинают исполнять Элегия Д. Шостаковича.

    С нарастанием звучания инструментального произведения, передние стенки маскировочных ящиков опускаются вниз и скульптуры Ленинграда, поочередно, начинают сиять золотым светом.

    Скульптуры «оживают» и «танцуют» вальс. (Сначала площадки, на которых располагаются скульптуры, в такт музыки начинают совершать круговые перестроения, затем «скульптуры» сходят с постаментов и танцуют сами – балетный номер артистов Театра «Кремлевский балет»).

    Под аккомпанемент вальса на экране возникают хроникальные кадры восстановления Ленинграда.



    На сцену, заполненную солдатами, матросами, музыкантами в военной форме, «ожившими» скульптурами и детьми, выходит Народная артистка России Т. Гвердцители и исполняет песню «Ленинград».

    По окончании песни звучит фонограмма нарастающего боя, звуки артиллерийской канонады.

    По проходам зрительного зала и из кулис на сцену выбегают артисты массовой композиции в военной форме, маскхалатах и с оружием (Войска Волховского и Ленинградского фронтов).

    На экране идет видеоролик, смонтированный из хроникальных кадров освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

    Из группы солдат выходит боец (Народный артист России А. Булдаков), который на авансцене, под аккомпанемент артиллерийской канонады и криков «Ура!» читает отрывок из стихотворения С. Наровчатова «Трехминутный праздник»:

    «Еще три залпа по сволочам!
    И вот в одиннадцать сорок
    Врываемся первыми из волховчан
    В горящий Первый поселок.
    С другого конца, мимо шатких стен,
    Огнем на ветру распятых,
    Люди ль, фашисты ль сквозь чадную темь
    В дымных скользят маскхалатах.

    К бою! Но искрой негаданных встреч
    Вспыхнуло слово далече.
    Все ярче и шире русская речь
    Разгорается нам навстречу!

    Бойцы двух фронтов видят друг друга, останавливаются, и, через несколько мгновений, с криками «Наши!» и «Ура!» бросаются в объятия друг друга.

    Кто сказал, что земля умерла.

     

    Из массовки братающихся солдат выходят музыканты Группы «Город 312».

    Группа «Город 312» исполняет песню «На безымянной высоте».

    На финале песни происходит сценическая трансформация – Дворцовый мост превращается в мост, разрушенный взрывом, за ним на экране возникают кадры выжженной земли, на сцене появляются фрагменты разрушенных домов и сооружений, словно ощетинившихся орудийными и автоматными стволами.

    В пустых окнах домов горит огонь, от фрагментов разрушенных строений валит пар (дым-машины).

    Народная артистка СССР Э. Быстрицкая исполняет песню «Кто сказал, что земля умерла». В музыкальном проигрыше песни С. Мильштейн исполняет соло на трубе.

    Параллельно песне над сценой, словно в порыве ветра, начинают летать треугольники военных писем.

    На сцене появляются женщины в серых грубых шинелях и телогрейках. Исполняя пластическую композицию, женщины собирают летящие письма и, как детей, прижимают их к груди.

    Солисты Хора «Пересвет» исполняют песню «Дорогая моя, на передней сейчас передышка».

    На финале песни нарастает звучание приближающейся канонады.

    Дорога к миру.

     

    Начинает звучать тревожная инструментальная композиция. На экране возникает видеоколлаж, смонтированный из карт сражений войны, на которых двигаются стрелки направлений ударов противоборствующих армий, территории, переходящие под контроль фашистских и наших войск окрашиваются в разные цвета.

    Звучат шумы артиллерийских залпов, танковых выстрелов, боя, сквозь которые зритель слышит отрывки воспоминаний солдат и командиров наших войск, отрывки военных писем, приказов и сообщений Совинформбюро.

    На сцене, заполненной дымами, происходит пластическая композиция  - группы в черных и красных костюмах сменяют друг друга, перестраиваются, наступают и отступают, аллегорически иллюстрируя ход сражения. Синхронно с акцентами музыкальной композиции, на «гребне черно-красных волн» возникают фигуры – образы войны (живые копии узнаваемых монументов знаковым сражениям Второй мировой).

    Центром пластической композиции является акробатический номер артистов цирка Натальи и Андрея Митиных, которые исполняют этюд «Знамя Победы» с огромным красным знаменем.

    Постепенно, звуковое сопровождение пластической композиции становиться тише и на задний план сцены выходит Заслуженная артистка России Т. Буланова.

    Заслуженная артистка России Т. Буланова исполняет песню О. Митяева «Любовь неразделенная моя»:

    «… Наступит долгожданная Победа!
    Мы будем плакать, слезы не тая…
    И, может быть, спасет тебя, о чем ты и не ведал,
    Любовь неразделенная моя…».

    Вновь слышен грохот типографских станков и фразы на разных языках, которые сообщают о победном шествии Красной Армии. На экранах идут кадры работающих печатных станков, летящих конвейеров газет на разных языках. На сцене разворачивается массовая пластическая композиция – работа военной типографии (артисты в темных комбинезонах).

    Артисты массовой композиции в темных комбинезонах поднимают столбы с названиями освобожденных населенных пунктов нашей страны и Европы, пишут названия городов на русском языке поверх немецких названий и пр. (Сталинград, Ржев, Белгород, Орел, Харьков, Смоленск, Киев, Краков, Будапешт, Прага и т.д.).
    На экране идут кадры освобождения городов Красной Армией. Хроника боев смонтирована с названиями городов, в хронологическом порядке продвижения наших войск, и газетными заголовками, рассказывающими об освобождении городов.

    На сцене появляется Корреспондент (А. Носик), который читает стихи «На развилке дорог в Европе» фронтового поэта Б. Шмидта:

    «На край земли за тридевять земель
    От синей Ладоги, из голубой Кобоны
    Он шел, сменяя в третий раз шинель
    На полушубок, смертью продубленный.

    В последний раз осмотренный врачом,
    Приписанный к дорожному отряду,
    Вот он стоит, а за его плечом
    Восходит солнце мира, как награда.

    Навстречу солнцу движется поток:
    Французы, сербы, чехи, англичане...
    И все ему восторженно кричали,
    О чем кричали — он понять не мог.

    Из многих слов, гремевших с новой силой
    Теперь уже, казалось, в облаках,
    Одно звучало надо всем: «Россия!» —
    На всех разноплеменных языках».

    По центру сцены, на месте разрушенного моста, возникает понтонный мост, возведенный солдатами Красной Армии.

    Группа «Славяне» исполняет песню «И все-таки мы победили!»

    Во время исполнения песни на экранах транслируются фотографии наших солдат и офицеров на фоне освобожденных городов и сел.

    На финале песни происходит сценическая трансформация – возникает парк в Берлине 8 мая 1945 года. На экране появляется панорама Берлина с Рейхстагом на дальнем плане, на котором развевается Красный Флаг.

    На сцене появляются элементы разрушенного городского пейзажа – афишная тумба с обрывками фашистских листовок, старое сломанное фортепьяно, фрагмент витрины немецкого свадебного салона с манекенами в смокинге и свадебном платье, закрытый ставнями газетный киоск с написанными на нем фамилиями бойцов Советской армии и пр.

    Сцена заполняется участниками массовой жанровой композиции – солдат и офицеров наших войск, встречающих победу в Берлине.

    Звучит веселая музыкальная композиция.
    Среди празднующих солдат появляется пара – жених – молодой офицер и невеста – медсестра в военной форме. Молодой офицер снимает с манекена на разрушенной витрине белоснежную фату и надевает ее на голову своей возлюбленной. Молодые люди целуются.

    Все празднующие люди поздравляют молодоженов, звучат крики «Победа!» и «Горько!».

    Среди группы празднующих находятся Корреспондент (А. Носик) и Оператор (С. Никоненко), который снимает праздник.

    Из музыкального сопровождения жанровой сцены «вырастает» вступление к «Песенке военных корреспондентов».

    С. Никоненко и А. Носик, вместе с Дуэтом «Баян – Mix», девушками из Группы «Невесты» и артистами жанровой сцены исполняют «Песенку военных корреспондентов».

    Во время музыкального проигрыша песни Оператор (С. Никоненко) выходит на авансцену.

    Оператор (С. Никоненко):

    За годы войны вместе с нашей Армией мне довелось пройти путь от Борковичей до Бранденбургских ворот. Мне довелось отснять тысячи метров пленки, приходилось снимать в разгаре боев, на фронтовых дорогах, переправе, в партизанском отряде, в кабине самолета, через смотровую щель танка, через амбразуру дота, из окон горящих зданий. Камера моя запечатлела и ужасы тех лет, и примеры истинного героизма. И горечь поражений, и торжество побед.

    Но свои самые лучшие кадры о войне я снял на этой неожиданной «свадьбе» в Берлине 8 мая 1945 года. Кадры, ставшие для меня простым и светлым символом жизни. Жизни, которую невозможно убить!


    Финал.

    Участник массовой жанровой сцены «свадьбы» в Берлине застывают в живой картинке, аналогично Прологу.

    На сцену выходит А. Гоман и исполняет песню «За того парня».

    На финале песни происходит последняя сценическая трансформация – парк в победном Берлине превращается в современную панораму Москвы с Большим Москворецким мостом по центру композиции.

    На сцену выходят барабанщики Суворовского музыкального училища и военный духовой оркестр.

    На сцену, в окружении современных молодых людей и молодоженов выходят участники Хора Ветеранов в военной форме с орденами и медалями.
    На экране – заднике возникает Кремлевская стена в отсветах пламени Вечного Огня.

    Молодожены возлагают цветы к Вечному Огню и дарят букеты Ветеранам.

    Начинает звучать вступление к произведению «День Победы». На сцену выходит Хор Ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД РФ.

    Народный артист СССР И. Кобзон, Хор Ветеранов, Хор Ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД РФ и все, присутствующие на сцене, исполняют «День Победы».

    Во время исполнения песни на экране транслируются кадры современного празднования Дня Победы, которые микшируются с хроникой Парада Победы, кадрами открытия мемориалов, встреч Ветеранов ВОВ и др.

    Занавес закрывается.

    Сценарный план Театрализованного концерта, посвященного 64-й годовщине Победы в ВОВ и список артистов и творческих коллективов, участие которых планируется в программе, находятся в стадии разработки, в них возможны изменения и дополнения.

    Художественный руководитель программы            Народный артист России
    П.М. Шаболтай

    Народный артист России
    Е.А. Глазов
    В.Г. Кривцов