Глазов Евгений Анатольевич

Главный режиссер Государственного Кремлевского Дворца.
Народный артист России.

Музыкальный спектакль, посвященный 65-ой годовщине Великой Победы "ДОРОГИ ВОЙНЫ"

  • Москва
    Государственный Кремлевский Дворец
    7 мая 2010 г.

    7 мая 2010 года в Москве в Государственном Кремлевском Дворце состоится музыкальный спектакль, посвященный шестидесятипятилетию Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне. В программе примут участие выдающиеся исполнители и творческие коллективы отечественной современной и классической музыкальной сцены, артисты драматического театра и кино.

    Сюжет спектакля будет раскрыт через несколько тематических блоков, посвященных определенным событиям ВОВ, включающих в себя сольные номера исполнителей, поддержанные жанровыми композициями, и массовые постановочные сцены. В течение программы планируется несколько декорационных смен, создающих атмосферу того или иного тематического блока спектакля.

    Главной героиней спектакля, чей образ пройдет через все тематические блоки программы, станет Женщина, Мать, которая своей любовью, своим мужеством и терпением спасает жизнь на земле.

    Ход программы.

    Пролог.



    Звучит музыкальная увертюра программы.
    Открывается занавес.

    Зрителю становится видно декорационное оформление сцены, представляющее в этом эпизоде кварталы разрушенного Берлина за несколько дней до капитуляции Германии. В оконных проемах видны стволы орудий, на улицах – военная техника, вдали сияют отблески пожара. Слышны звуки далекого городского боя.

    На переднем плане сцены располагаются позиции наших войск, на которых солдаты во время короткой передышки между атаками заняты своим бытом – кто-то проверяет оружие, кто-то курит, кто-то спит. Один молодой солдат пишет письмо.

    Среди отдыхающих солдат на сцене находятся музыканты Группы «Славяне» в военной форме и с оружием того времени. Они исполняют песню «Последний бой».

    В проигрыше песни солдат, пишущий письмо матери, произносит его последние строки, в которых говориться, что осталось совсем немного, и скоро он вернется. Вернется домой с Победой.

    Солдат:
    Здравствуй, мамочка! Здравствуйте все!
    Как же долго я вас не видел и очень скучаю о вас, о товарищах, о Москве…


    Мама!
    Не беспокойся обо мне…
    Чувствую, знаю, осталось немного, может даже несколько дней, может, даже один… и мы загоним штык в сердце врагу!
    Я скоро вернусь. Вернусь домой с Победой!


    По окончании песни звучит команда «В атаку!». Канонада становится громче.

    По проходам зала с криками «Ура!» на сцену бегут солдаты в форме и с оружием 1945-го года. Они поднимаются на сцену и к ним присоединяются солдаты, находящиеся на позиции. Они поднимаются, вскидывают вверх оружие и также кричат «Ура!».

    Слышны несколько близких разрывов. Работают стробоскопы.

    Сцена затемняется на несколько секунд и вновь высвечивается.
    Теперь сценическое оформление представляет собой панораму современной вечерней Москвы во время праздничного салюта. Горит праздничная иллюминация и свет в окнах домов. Слышны залпы салютных орудий.


    Сцена заполняется артистами жанровой композиции в современных костюмах, которые кричат «Ура!», приветствуя залпы салюта, и поют Гимн Москвы. По радио звучат поздравления с Шестьдесят пятой годовщиной Великой Победы и сорокапятилетним юбилеем присвоения Москве звания «Города – героя».

    Звучит музыкальный коллаж из песен Победы, из которого вырастает звучание Гимна Москвы.

    Среди участников жанровой композиции на сцене появляются юные артисты Детского музыкального театра «Домисолька». Они исполняют припев Гимна Москвы.

    На авансцену выходит молодая женщина с мальчиком.

    Мальчик спрашивает: «Мама! А почему наш город называют Городом-героем?». Женщина показывает ему лежащую на ладони медаль своего деда «За оборону Москвы».

    На боковых экранах возникает крупный план медали «За оборону Москвы».

    На фоне звучащего куплета Гимна Москвы Женщина читает стихотворение П. Шубина «За Москву»:

    «Есть в этой бронзовой медали
    Синь затемненных фонарей
    И отраженный в грозной дали
    Огонь тяжелых батарей.

    И ярость та, что клокотала
    В атаках русских штыковых,
    Упругий, чистый звон металла,
    Как перестук сердец живых.

    Она свидетельствует миру
    О нашей доблести в бою...
    Солдаты, дети, командиры
    В крови, у смерти на краю.

    Забыв в дыму, в окопной глине,
    Что сон бывает наяву, —
    Мы беспощадный путь к Берлину
    Открыли битвой за Москву».

    В исполнении артистов Детского музыкального театра «Домисолька» вновь звучит припев Гимна Москвы.

    Звучит бой Курантов. Постепенно «пустеют улицы» - сцену покидают артисты жанровой композиции, гаснет свет в окнах.

    В декорационной композиции остается одно светящееся окно.

    На сцену выходит Заслуженный артист России А. Маршал, который исполняет песню «Москвичи». На финале песни происходит сценическая трансформация - начинает иди снег, на окнах зданий появляются бумажные кресты, на стенах домов появляются плакаты 1941-го года.

    «Лишь бы в лихолетье ты была жива».



    Во время сценической трансформации из-за кулис звучит диалог писем Матери (Народная артистка СССР Э. Быстрицкая) и ее Сына, ушедшего на фронт.

    Письмо Матери:

    «Любимый, родной мой сыночек!
    Мы все поздравляем тебя с праздником Октября!
    Ты просишь прощенья, что не прислал подарка, но это не так. Ведь самый лучший подарок для меня – это твои долгожданные письма».

    Письмо Сына:

    «Здравствуйте, дорогие мама и сестренка!
    Наконец-то я попал в часть. Находимся недалеко от Москвы. Сегодня пришла почта. В журнале «Новый мир» я прочитал:

    «У комбайнов, станков и орудий,
    В нескончаемой лютой борьбе,
    О тебе беспокоятся люди,
    Пишут письма друзьям о тебе.

    Никогда врагу не добиться,
    Чтоб склонилась твоя голова,
    Дорогая моя столица,
    Золотая моя Москва!».

    Как хорошо, как точно сказано!
    Скоро, наверное, получим автоматы, и будем громить ненавистное фашистское зверье.

    Настроение хорошее, жив и здоров, чего и вам желаю. Передавайте всем от меня привет».


    Хор «Пересвет» исполняет песню В. Высоцкого «Мы вращаем Землю».


    По окончании песни начинается жанровая композиция «Сбор ополчения Москвы».

    Звучит марш времен ВОВ. Сцена заполняется артистами в зимних гражданских костюмах 1941 года. На авансцену выходит Народный артист России А. Ливанов в образе Командующего Московской зоной обороны Генерал-лейтенанта П.А. Артемьева, который отдает приказ о построении, и начинает символическую перекличку дивизий ополчения районов Москвы.

    А. Ливанов:

    Строиться! Равняйсь! Смирно!

    Ленинский район… Сталинский… Куйбышевский… Фрунзенский… Дзержинский… Бауманский… Краснопресненский… Кировский… Ростокинский… Москворецкий… Ленинградский… Киевский…


    Артисты массовых сцен в костюмах ополченцев поочередно отвечают: «Здесь!».
    А. Ливанов зачитывает отрывок из Воззвания Военного Совета Западного фронта.

    А. Ливанов:

    «Товарищи! В час грозной опасности для нашего государства жизнь каждого воина принадлежит Отчизне.
    Родина зовет нас стать нерушимой стеной и преградить путь фашистским ордам к родной и любимой Москве.
    Сейчас, как никогда, требуется бдительность, железная дисциплина, организованность, решительность действий, непреклонная воля к победе и готовность к самопожертвованию...».


    На фоне воззвания марш становится громче и перерастает в музыкальное вступление к песне «Ты – моя надежда, ты – моя отрада».

    Народный артист России Л. Лещенко выходит на авансцену и исполняет песню «Ты – моя надежда, ты – моя отрада». На экранах транслируются кадры Парада 1941 – го года, которые начинаются крупными планами командующего парадом Генерал-лейтенанта П.А. Артемьева.
    На музыкальном проигрыше перед последним куплетом произведения, А. Ливанов отдает приказ о начале марша.

    А. Ливанов:

    Налево! Шагом марш!

    Ополченцы выстраиваются в колонны и вместе с А. Ливановым строем покидают сцену. Солдат провожают на фронт женщины с иконами в руках (Артистки Государственного Академического Русского народного Хора имени М.Е. Пятницкого), которые крестными знамениями осеняют уходящих на войну.

    Народная артистка СССР Л. Гурченко исполняет песню «Молитва» (Вариант – Народная артистка России Т. Гвердцители – «Колокола») на фоне женщин с иконами (вариант – фотографиями) в руках, высвеченных прострельным светом.
    На финале произведения в его звучание начинают вплетаться звуки летящих бомбардировщиков. Женщины поднимают вверх иконы (вариант – фотографии) и от них устремляются в темноту лучи отраженного света, которые перекрещиваются друг с другом. На экране-заднике возникает панорама Москвы, защищенной лучами прожекторов во время вражеского налета.

    «Родина – Мать зовет!».

    Женщины с иконами (вариант - фотографиями), от которых отражаются световые лучи (Государственный Академический Русский народный Хор имени М.Е. Пятницкого) исполняют произведение «Священная война».

    На финале произведения происходит сценическая трансформация – возникает неузнаваемый разрушенный войной город. Во время сценической трансформации из-за кулис звучит диалог писем Матери (Народная артистка СССР Э. Быстрицкая) и Сына, защищающего Родину.

    Письмо Сына:

    «Милая мама!
    Идём по следам уходящего врага. Иной раз вместо обозначенных на карте селений, находим голое, занесённое снегом место. Приходится миновать поля горячих недавних боев.
    От городов, где побывали немцы - осталась груда камней. Кто впервые участвует в походах, тому это кажется страшным и необычным.
    Мама! Если суждено мне погибнуть, то погибну за нашу Родину и за тебя».

    Письмо Матери:

    «Дорогой мой!
    Как я счастлива была получить твое письмо, прочесть, что ты здоров!
    Ты спрашиваешь, как мы живем? Мы, сынок, живем верой в тебя. Так же, как вся наша несломленная страна живет бесконечной верой в своих сыновей, отцов, мужей. Верой в своих защитников, верой в нашу Победу».

    Начинается большой пластический эпизод «Родина-Мать».

    Звучит мощный музыкальный акцент. На экране – заднике возникает большая фигура Родины-Матери с поднятым вверх мечом. От фигуры Родины-Матери в рапиде двигаются пять расходящихся лучей артистов в стилизованной военной форме времен ВОВ с красными флагами в руках. Под аккомпанемент пронзительного музыкального произведения пять тонких красных лучей превращаются в пятиконечную звезду с фигурой Родины-Матери по центру.

    Артисты пластических групп в военной форме с красными флагами исполняют массовый динамичный хореографический номер – аллегорический бой. Параллельно на экране транслируются кадры освобождения, на которых воины Красной Армии, срывают с освобожденных зданий вражеские знамена и водружают красные флаги, ломают и зачеркивают указатели на немецком языке и др.

    В финале динамичной хореографической композиции сценическое пространство превращается в одно огромное Красное Знамя.

    На сцену, заполненную артистами пластической группы в военной форме с красными знаменами, выходит Народный артист России А. Ливанов в современном костюме, и читает стихотворение Б. Слуцкого «Голос друга»:

    Давайте после драки
    Помашем кулаками,
    Не только пиво-раки
    Мы ели и лакали,

    Нет, назначались сроки,
    Готовились бои,
    Готовились в пророки
    Товарищи мои.

    Сейчас все это странно,
    Звучит все это глупо.
    В пяти соседних странах
    Зарыты наши трупы.
    И мрамор лейтенантов -
    Фанерный монумент -
    Венчанье тех талантов,
    Развязка тех легенд.

    За наши судьбы (личные),
    За нашу славу (общую),
    За ту строку отличную,
    Что мы искали ощупью,
    За то, что не испортили
    Ни песню мы, ни стих,
    Давайте выпьем, мертвые,
    За здравие живых!

    Во время чтения стихотворения происходит декорационная трансформация – сценическое пространство превращается в Дорогу Победы.

    «Весна 45-го года».

    Народный артист России О. Газманов исполняет произведение «Песенка фронтового шофера».

    На финале песни на сцене появляется группа солдат в форме 1945-го года с музыкальными инструментами (Камерный оркестр джазовой музыки имени О. Лундстрема и танцевальная группа).

    Степ-команда В. Кирсанова в военной форме 1945-го года под аккомпанемент Государственного Камерного оркестра джазовой музыки имени О. Лундстрема исполняет степовый номер на произведение «Барон фон дер Пшик». Номер поддерживается группой артистов жанровой сцены в форме 1945-го года.

    Группа «Любовные истории» и детский хор исполняют песню «Весна сорок пятого года».

    На финале песни из-за кулис звучит диалог писем Матери (Народная артистка СССР Э. Быстрицкая) и Сына, освобождающего Европу.

    Письмо Сына:

    «Здравствуйте, мои дорогие! Привет из Европы!
    Спешу сообщить вам радостную весть.
    Враг бежит! И раньше, чем вы получите это письмо, вы узнаете о наших новых успехах. Как приятно шагать вперед и чувствовать, что каждый твой шаг - это новый кусочек освобожденной земли, что недаром ты терял друзей, мок под дождем, дрожал от холода.
    Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя.
    Пишите!».

    Письмо Матери:

    «Дорогой мой сыночек!
    Я поздравляю тебя с медалью «За Отвагу». Эта у тебя вторая награда. Я очень рада, что ты у меня герой, но прошу тебя, будь благоразумным, береги себя, родной!
    Нет той минуты и дня, чтобы я могла тебя забыть. Мне часто снится, что ты еще маленький, что я беру тебя на руки, прижимаю к груди, заслоняю от страшной беды…
    Береги себя, сынок!
    Остаюсь любящая тебя мама».

    По окончании диалога писем звучит одинокий колокол.

    Происходит сценическая трансформация – декорационное оформление превращается в панораму концентрационного лагеря. На заднем плане возникают ряды колючей проволоки. Одновременно сверху на переднем плане сцены возникают висящие небольшие колокола с длинными цветными лентами от языков.



    За колючей проволокой появляются дети в полосатых робах со скрипками в руках. На экранах возникает коллаж из крупных планов маленьких заключенных фашистских лагерей.

    Детский ансамбль скрипачей за колючей проволокой начинает исполнять лирическое инструментальное произведение из к/ф «Список Шиндлера». На переднем плане появляется пара юных танцовщиков, которые исполняют адажио. Во время адажио юные танцовщики задевают висящие ленты, и колокола, словно голоса детей, исполняют тему лирического произведения под аккомпанемент скрипок.

    Во время исполнения произведения, скрипки, постепенно, одна за одной, замолкают. В тот момент, когда один юный скрипач перестает играть, с него снимается свет, а одна из фотографий в видеоколлаже разворачивается, и на ее обороте зритель видит порядковый номер заключенного. Через несколько мгновений перестает играть следующий скрипач, с него также снимается свет, и в видеоколлаже поворачивается другая фотография. Так происходит в течение всего номера, и в конце его в луче прожектора за колючей проволокой остается один играющий скрипач (девочка), а на экранах – коллаж из порядковых номеров на оборотах фотографий.

    Девочка опускает скрипку и выходит на авансцену, где начинает исполнять а капелла песню на стихи из поэмы А. Галича «Кадеш»:

    … Я кораблик клеила
    Из цветной бумаги,
    Из коры и клевера,
    С клевером на флаге.
    Он зеленый, розовый,
    Он в смолистых каплях.
    Клеверный, березовый,
    Славный мой кораблик.

    А когда забулькают
    Ручейки весенние,
    Дальнею дорогою,
    Синевой морской
    Поплывет кораблик мой
    К острову спасения,
    Где ни войн, ни выстрелов,
    Солнце и покой.

    Я кораблик ладила,
    Пела, словно зяблик.
    Зря я время тратила –
    Сгинул мой кораблик.
    Не в грозовом отблеске
    В буре-Урагане, –
    Попросту при обыске
    Смяли сапогами.

    Но когда забулькают
    Ручейки весенние,
    В облаках приветственно
    Протрубит журавлик,
    К солнечному берегу,
    К острову спасения
    Чей то обязательно
    Доплывет кораблик…

    В паузах между куплетами звучат короткие динамичные музыкальные фрагменты, во время которых второй план сцены заполняется солдатами в советской военной форме 1945-го года, передвигающимися перебежками. Солдаты видны зрителю сквозь дымку тумана.

    По окончании песни девочки начинают звучать выстрелы и далекие крики. На авансцене появляется советский солдат и поднимает девочку на руки. Вслед за ним на авансцену выбегают другие солдаты. Некоторые из них также держат на руках детей.



    Хор курсантов военных учебных заведений исполняют песню Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».

    Во время исполнения песни происходит сценическая трансформация – оформление вновь представляет собой улицы разрушенного Берлина, но теперь из окон вывешены белые флаги, а над Рейхстагом развевается Знамя Победы.

    На сцену выходит Оркестр курсантов в плащ-палатках, который исполняет марш «Прощание славянки». Сцена заполняется участниками жанровой сцены празднования Победы в Берлине в военной форме и гражданских костюмах 1945-го года. Артисты жанровой сцены танцуют, поздравляют друг друга, обнимаются, дарят цветы.
    Среди празднующих Победу на берлинской площади появляются В. и В. Мищуки.

    В. и В. Мищуки исполняют песню «Солдатский вальс».
    По окончании песни В. и В. Мищуки и артисты жанровой композиции покидают сцену.

    Государственный Академический Русский народный Хор имени М. Е. Пятницкого исполняет песню «От героев былых времен» (Вариант –– Народный артист России А. Малинин исполняет песню «Журавли»). На финале песни происходит сценическая трансформация – декорационное оформление возвращается в панораму современной Москвы с монументом воинам Великой Отечественной Войны.



    Финал.

    Сцена заполняется современными молодыми людьми, которые поздравляют Ветеранов войны, дарят им цветы. Также на сцену выходит Хор Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД РФ в современной парадной форме. Среди Ветеранов появляется главная героиня спектакля – Мать (Народная артистка СССР Э. Быстрицкая) со старым письмом в руках.


    Народная артистка СССР Э. Быстрицкая исполняет песню «В лесу прифронтовом». Под аккомпанемент песни современные молодые люди танцуют вальс с Ветеранами.

    Во время песни на сцене появляется молодая современная женщина с мальчиком, который несет в руках цветы.

    По окончании песни Мать (Народная артистка СССР Э. Быстрицкая) выходит на авансцену.

    Э. Быстрицкая:

    Когда наступил светлый День Победы, когда с Запада стали прибывать сияющие весенними цветами эшелоны, до меня дошло это его последнее письмо из Берлина.
    С ним в руках я смотрела в окно, как возвращаются домой школьные друзья сына с орденами и медалями. С ним в руках я пела за общим столом, радуясь за вернувшихся с войны, с ним в руках утешала таких же как я потерявших детей матерей.
    И когда мне бывало особенно трудно, я тихо целовала бумажный треугольник и снова читала такие простые, такие живые слова…
    Сколько минуло лет, но счастье и боль в этот День не становятся меньше.

    Э. Быстрицкая разворачивает письмо.

    Э. Быстрицкая:

    «Мама!
    Не беспокойся обо мне…
    Чувствую, знаю, осталось немного, может даже несколько дней, может, даже один…
    Я скоро вернусь. Вернусь домой…».


    Маленький мальчик с цветами подходит к главной героине спектакля и, даря ей цветы, произносит последние слова из письма ее сына, которые в его устах звучат как поздравление:

    «… С Победой!».

    Мать (Народная артистка СССР Э. Быстрицкая) берет цветы и возлагает их к монументу.
    В этот момент на авансцене появляется ее молодой «погибший на фронте» Сын. Все участники жанровой сцены застывают. В тишине Сын идет к Матери, она обнимает его.

    Синхронно с объятием начинает звучать вступление к песне «День Победы».

    Народный артист России Л. Лещенко, Хор Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД РФ и все, присутствующие на сцене, исполняют песню «День Победы».

    Занавес закрывается.

    Сценарий программы и список артистов и творческих коллективов, участие которых планируется в ней, находятся в стадии разработки, в них возможны изменения и дополнения.


    Главный режиссер ГКД                               Народный артист России Е.А. Глазов
    В.Г. Кривцов

    Художник: заслуженный деятель искусств РФ Г. Белов